|
Для того, чтобы не потеряться в глубинах Интернета, как и в реальной жизни, нужно знать адреса. А их основой в мировой паутине являются домены виртуальные имена, которую тысячи людей и организаций ежедневно регистрируют, продают, перекупают, оспаривают в судах.
| – Мальчик, ты что плачешь?
Я потерялся…
А адрес свой помнишь?
Помню… www .malchik.ru! |
| Бородатый анекдот. |
Доменом в средние века называли часть владений феодалов или королей, где располагалось их хозяйство. В Интернете домен это зона в системе сетевых имен. Самые главные домены это домены верхнего уровня, или, как их еще называют, доменные зоны. Обычно их разделяют на 2 класса организационные и национальные. Первые указывают на принадлежность к конкретной стране:
ru Россия;
us США;
uk Великобритания;
de Германия;
ck острова Кука;
aq Антарктика.
Вторые указывают на принадлежность владельцев доменов к определенному типу:
com коммерческие;
edu образовательные;
org некоммерческие организации;
info информационные
и т.д. Правда строго правил организационных доменов никто не придерживается, так как людей чаще интересует само имя домена, а не зона, где он расположен. Зато с национальными доменами совсем иная ситуация вряд ли россиянину придет в голову получить домен в зоне Коста-Рики или Зимбабве.
Домены второго уровня регистрируют уже внутри зоны. Они не только составляют основу адреса сайта в Сети. Это название, бренд, предмет гордости и зависти, залог популярности или причина провала. Чем короче или красивее имя домена, тем легче его запомнить посетителям сайта. Согласитесь, что домен best-city.ru выглядит куда лучше, чем luchshiy-gorod.ru.
Зарегистрировать свой домен может любой человек или организация, главное чтобы он не был уже занят другими. Регистрация осуществляется обычно на 1 год, а потом по желанию владельца продляется. Стоит это удовольствие всего $10-20, а зарегистрировать домен поможет любая компания, которая оказывает услуги хостинга. Можно и напрямую обратиться в компанию-регистратор. А за всеми регистраторами в мире наблюдает общественная организация ICANN Корпорация по распределению номеров и имен в Интернете, которая находится в Калифорнии.
RUсские идут!
Старейшими и самыми популярными в мире доменными зонами считаются COM и NET. Только в первом квартале этого года, по данным компании VeriSign, в них зарегистрировано 7 млн доменов, а всего за этот период в мире появилось 10,7 млн. Общее число доменных имен к концу прошлого года равнялось 120 млн. В национальных зонах на этот момент было 43,7 млн доменов.
Топ-10 стран-лидеров по числу национальных доменов:
Германия (DE) 11 100 000
Великобритания (UK) –6 200 000
Китай (CN) 6 150 000
Евросоюз (EU) 2 460 000
Нидерланды (NL) 2 440 000
Италия (IT) 1 415 000
США (US) –1 280 000
Россия (RU) 940 000
Канада (CA) 870 900
Дания 819 000
Нашей стране пока далеко до первых строчек в рейтингах, но зато по итогам прошлого года домен RU вместе с австрийским AT, шведским SE и испанским ES был назван самым быстрорастущим. А начиналось все так.
В СССР первая масштабная компьютерная сеть «Релком» появилась 1 августа 1990 года. В этом же месяце произошли первые сеансы связи «Релкома» с международной глобальной сетью. А 19 сентября для советских сайтов был зарегистрирован домен SU. Правда, тогда он использовался только для почтовых адресов, потому как привычный нам стандарт WWW (World Wide Web) и язык для создания сайтов HTML появились только в 1992 году.
В конце 1991 года первый и последний президент СССР Михаил Горбачев ушел в отставку, Советский Союз распался, но домен SU остался и существует до сих пор. А собственно российский Интернет родился 7 апреля 1994 года. В этот день международный информационный центр InterNIC зарегистрировал национальный домен RU.
Обязанность по регистрации и технической поддержке доменов в зоне RU была возложена на Российский НИИ развития общественных сетей (РосНИИРОС). Из-за отсутствия в стране законов, регулирующих деятельность в Интернете, в первые годы Рунета иногда возникали казусы. Так, рассказывают, что для того, чтобы зарегистрировать домен sex.ru, его владельцам пришлось создать юридическое лицо с таким же названием ООО «Секс». С 2000 года регистрировать домены в зоне RU стал Региональный сетевой информационный центр RU-CENTER, а РосНИИРОС сосредоточился на технической работе.
Пионеры Рунета:
январь 1995 г. первая российская веб-студия Артемия Лебедева.
март 1995 г. первый сайт оффлайнового СМИ «Учительской газеты».
май 1995 г. первое информационное агентство «Росбизнесконсалтинг».
ноябрь 1995 г. первый развлекательный ресурс русскоязычного веба сайт Anekdot.ru; первый портал «Инфоарт».
март 1996 г. первый сайт политической партии «Яблоко».
июнь 1996 г. первый сайт почтовых рассылок «Tomcat» (ныне Subscribe.ru).
сентябрь 1996 г. первая российская поисковая система Rambler.
декабрь 1996 г. первое интернет-СМИ «Вечерний Интернет» (редактор Антон Носик), сейчас не существует.
Сейчас в зоне RU наблюдается взрывной интерес к регистрации доменов ее прирост в прошлом году составил более 40%. На сегодня там зарегистрировано более миллиона доменов.
Андрей Парфенов, веб-дизайнер:
Еще существует ряд доменов второго уровня, которые изначально были определены как домены общего пользования. В первую очередь это географические домены, такие как MSK.RU (Москва), SPB.RU (Санкт-Петербург) и многие другие. У этих доменов нет фактического владельца, но есть организации, отвечающие за их функционирование. И есть несколько специализированных доменов, таких как AC.RU, NET.RU, ORG.RU, COM.RU, PP.RU и т.д. Они тоже являются доменами общего пользования. Как правило, регистрация в них бесплатна, но существуют ограничения в географических доменах регистрируются домены для сайтов, имеющих отношение к данному региону, зона AC.RU используется только для вузов, ORG.RU для некоммерческих организаций, PP.RU для физических лиц.
Но домены второго уровня гораздо привлекательнее. Это объясняется несколькими причинами:
- Более короткое, понятное и легко запоминающееся имя (если не использовать аббревиатуры).
- Владелец получает документальное подтверждение того, что это этот домен зарегистрирован на него (договор с регистратором, акт выполненных работ, счет-фактура).
- Домен можно продать очень часто стоимость продажи домена в десятки и сотни раз превышает стоимость его регистрации.
- Можно создавать неограниченное количество собственных доменов третьего уровня.
- Работа с доменом осуществляется через панель управления ваши заявки обрабатываются в автоматическом режиме.
- Существует версия, что сайты на доменах второго уровня индексируются поисковыми системами лучше, чем сайты на доменах третьего уровня. Это спорное утверждение, но в некоторых случаях это действительно так (например, на доменах бесплатных хостингов).
Дорогие имена
В интернет-коммерции домен стал огромной ценностью. Компании и частные лица устраивают настоящую охоту за короткими и красивыми именами, организуют аукционы, покупают и продают на вторичном рынке, отбирают друг у друга с помощи судов. В чем причина такого интереса к доменным именам?
На запоминающиеся адреса заходят больше посетителей. В январе 2006 года на аукционе за $12 млн был продан домен Sex.com. В мае нынешнего года, этот мировой рекорд был побит домен Poker.com ушел с молотка, согласно неофициальным сведениям, за $22 млн.
В RU-CENTER тоже проводятся аукционы, правда, не такие масштабные. Любой владелец домена может выставить его на продажу. На момент написания статьи, начальная цена таких доменов, как euroklinika.ru, neudacha.ru и sextaxi.ru составляла $1132. А самый дорогой домен, по информации Центра, ушел с молотка за $19 тыс. (его название, правда, не раскрывается).
Домен может указывать на род деятельности организации. Доменная зона TV раньше был географическим и принадлежал маленькому государству Тувалу в Океании. Но в 1998 году американская компания предложила властям страны продать эти две красивые буквы за $50 миллионов. Для государства с населением в 11 тыс. человек это был царский подарок. Так у телевизионщиков появился своя собственная доменная зона.
И, конечно, домен может соответствовать торговой марке владельца. Из-за этого вполне понятного желания возникает очень много конфликтов. Например, домен MSN.ru восемь лет принадлежал фирме с аналогичным названием, которая занималось разработкой компьютерных программ. В этом году корпорации Microsoft, пожелавшей перекупить этот домен, пришлось выложить за него $1 млн. А сотовому оператору МТС не повезло на Украине там домен mts.ua уже занят итальянской фирмой MTS Group. Теперь филиал российской компании использует менее престижный домен третьего уровня mts.com.ua.
Некоторым фирмам удается отстоять свое право на домен в суде. Так, несколько лет назад один из дистрибьюторов фототехники зарегистрировал домен kodak.ru, и фирма Kodak смогла получить его только через суд. Таким же способом пришлось отвоевывать домены Lada.ru и Mersedes.ru.
Именные мошенники
Раз вокруг доменных имен сосредоточено столько денег, то неудивительно, что на виртуальных именах пытаются нажиться и мошенники. Их обычно выделяют три типа: киберсквоттеры, тайпсквоттеры и фишеры.
Киберсквоттеры злейшие враги бизнеса в Интернете. Они регистрируют домены, содержащие названия торговых марок, а потом вымогают за них деньги у правообладателя. В мире нет налаженных механизмов борьбы с этими мошенниками. Единственный вариант отобрать домен у киберсквоттера обращаться в суд и там доказывать, что у вас есть исключительное право на использование торговой марки.
Тайпсквоттеры регистрируют домены, визуально похожие на известные. Например, если вы захотите зайти на новостной сайт Лента.Ру (http://www.lenta.ru) и при этом по ошибке наберете «http://www lenta.ru», то попадете на совсем другой сайт. А вот «Яндекс» решил обезопасить себя, и даже если вы ошибетесь и напишете «jandex.ru»), то все равно попадете, куда хотели.
Фишеры также регистрируют похожие доменные имена, но при этом еще и выведывают у пользователей приватную информацию. Так недавно от атаки фишеров пострадали пользователи системы «Яндекс Деньги». Им пришли письма с просьбой подтвердить свои регистрационные данные (в том числе и пароль), пройдя по ссылке на сайт yanclex.ru. Многие не заметили подвоха и таким образом раскрыли злоумышленникам пароли к своим интернет-кошелькам.
Некоторые мошенники регистрируют «негативные домены» для того, чтобы порочить компании или шантажировать их. Многие фирмы, чтобы избежать таких осложнений, сами регистрируют «негативные» домены, «чтоб врагу не досталось». Так, компания Johnson & Johnson, выпускающая контрацептивы под маркой Ortho Evra, зарегистрировала «на всякий случай» сайт orthoevrakills.com.
Назвали, так назвали!
С именами доменов возникает немало курьезов. Есть чудаки, регистрирующие очень длинные имена. Так, гражданин Германии зарегистрировал имена aaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaa.eu и zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz.eu, а сайт маленького городка в Уэльсе имеет домен llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwllllantysiliogogogochuchaf.eu.
Иногда смешные имена получаются случайно: penisland.com это адрес магазина шариковых ручек (PenIsland), therapistfinder.com предлагает поиск не насильников, а терапевтов, а за доменом anus.com скрывается общественная организация американская ассоциация нигилистов (The American Nihilist Underground Society).
Отдельная забава российских интернетчиков искать западные домены, похожие на русские неприличные слова. dermo.com это сайт компании, производящей химические реактивы, urka.ru страницы Удмуртской республиканской коллегии адвокатов, а итальянский музыкант зарегистрировал домен urod.org.
С доменными именами связано еще множество курьезов. Например, в 2003 году владелец домена hotmail.com забыл продлить регистрацию, а на следующий год «проспали» перерегистрацию хозяева washingtonpost.com. В результате некоторое время два этих весьма популярных в мире сайта были недоступны для посетителей. А в конце прошлого года молодой немец, используя недостатки в работе местных компаний-регистраторов, опередил Google и перерегистрировал домен google.de на себя. Правда, ничего плохого парень не замышлял, и сразу же согласился вернуть имя владельцу.
Иногда домены мешают спокойно жить. Американский банк Goldman Sachs Group был настолько огорчен существованием в Интернете домена сайта для взрослых goldmansex.com, что обратились в суд. Банкиры полагают, что название ассоциируется с их торговой маркой и наносит ущерб их репутации. Судьи с ними согласились.
Реплика от редакции:
Интернет проникает во все сферы нашей жизни в личные контакты, отдых, образование и бизнес. Это значит, что желающих зарегистрировать свои домены будет все больше, а красивые имена станут еще привлекательнее. И не за горами те времена, когда зона RU станет одной из самых многочисленных в мире. А пока ждем появления миллионного имени!
Над текстом работали Роман Жолудь, Алексей Новиков
|
|