Родить? Легко!
Здоровье
27 октября 2008, 12:41
|
|
90% женщин готовы рожать в муках и с риском для здоровья. Оставшиеся 10% недовольны состоянием современной медицины и рожают по-своему легко и радостно. Как ни странно, довольными остаются и те, и другие.
Кому платить тому решать
Попросите любую маму описать одним словом свой личный опыт рождения ребенка скорее всего, она ответит: «подвиг» или «экстрим». И вспомнит пару страшилок из тех, которые женщины так любят пересказывать друг другу. Вы тоже знаете эти истории, их сотни и тысячи: там одни и те же герои (неадекватные врачи, жестокие акушерки, мучающиеся роженицы) и стандартный хэппи-энд: «врачи все-таки нас спасли».
Почему такой естественный процесс появление на свет новой жизни женщины воспринимают как угрозу своему здоровью? Почему для некоторых из них роды превращаются в тяжелую болезнь без всяких на то причин? Почему молодые мамы больше тревожатся не о том, как выносить здорового малыша, а о том, как не загубить его при родах?
Чтобы ответить на эти и другие «почему», сотрудники благотворительного фонда «Новая жизнь» провели исследование, в ходе которого было опрошено 540 рожениц, 295 акушерок и 168 врачей из 12 регионов России (его результаты можно скачать здесь).
Лайма Ланкмане, вице-президент фонда «Новая жизнь»:
Система деторождения в России не меняется c советских времен: она регламентирована до мельчайших деталей, управляется с не меньшим энтузиазмом, чем тюремные учреждения и давно уже не соответствует потребностям врачей и пациентов. Во многих европейских странах эту ситуацию переломили сами пациентки, что логично: кто платит тот и влияет на результат. У нас роды тоже давно не бесплатные, но хотят ли сами женщины что-то улучшить в этой сфере вот в чем вопрос.
Журналисты «ЛГ» изучили результаты исследования и на их основе создали два произведения с одинаковыми названиями, но совершенно разным смыслом.
Чего хотят женщины 1: Родильные реалии
Классическая схема, по которой рожают сейчас примерно 90% женщин, выглядит так:
Место действия частная клиника (23,1% случаев), крупный частный медицинский центр (24,4%), а чаще всего государственный роддом (42,5%), в котором
- Обезличенные, некомфортные, холодные помещения;
- Есть необходимая техника и эпидуральная анестезия, но нет оборудования для нелекарственного подавления боли (тренажеров, мячиков, ковриков, большой ванны или бассейна);
- Нельзя выбирать способ родов (83,4% женщин рожали на спине и без вариантов).
Действующие лица:
Акушерка главный и самый активный участник процесса по мнению 39,7% рожениц. Большинство акушерок уверены, что
- Беременность и роды нуждаются в постоянной коррекции, поддержке и лечении.
- Роженица не может принимать решения и нести за них ответственность, а все, что ей нужно постоянный контроль со стороны специалистов и психологический комфорт.
- Рожать надо лежа на спине и никак иначе.
Врач главный участник процесса по мнению 35,8% рожениц. Большинство врачей считают, что
- Беременность и роды нуждаются в постоянной коррекции, поддержке и лечении.
- Роженица способна принимать решения и отвечать за них, а больше всего она нуждается в постоянном контроле со стороны специалистов и психологическом комфорте.
- Рожать надо лежа на спине.
Роженица главный участник родов по мнению 40,9% врачей и 33,8% акушерок, но только 17,9% молодых мам согласны с ними. Большинство рожениц
- Планируют свою беременность и готовятся к родам (правда, чаще по журналам, чем на специализированных курсах);
- Уверены, что в выборе методов влияния на роды нужно полагаться на врача;
- Главными своими потребностями считают постоянный контроль со стороны специалистов, возможность менять положение тела в первом и втором периоде родов и психологический комфорт.
Акт I, II и последующие
Поскольку большинство медицинских работников считают, что беременность и роды нужно лечить и корректировать, а большинство молодых мам во всем с ними соглашаются, получается вот что:
Самостоятельного начала родов врачи дожидались в 36,8% случаев. В остальных случаях вскрывали околоплодный пузырь (32%) или стимулировали роды лекарственно (18%). 13,2% рожениц отметили другие пункты («кесарево сечение», «привезли рожать по скорой», «преждевременные роды» и др.).
В ходе родов женщинам разрезали промежность (28,7%), надавливали на живот во время потуг (36,8%) и делали уколы (один 43%; более двух 41,4%; много 15,5%).
57,4% рожениц оценили болезненность процесса как «больно, но терпимо», почти треть (30,7%) как «очень больно, невозможно терпеть».
Страхи и опасения, которые были до родов, оправдались у 42,7% рожениц, и вот что им чаще всего не нравилось: - Неуютный, холодный родовой зал;
- Неприветливость медперсонала;
- Недостаток информации о том, что с ними, роженицами, происходит и о действиях, которые собирается предпринять персонал;
- Опасения, что врачи и акушеры не имеют достаточной квалификации.
Тем не менее, большинство пациенток оценивают работу медицинского персонала на «хорошо» и «отлично», лишь в редких случаях выказывая недовольство действиями врачей (2,7%) и акушерок (1,5%).
Истории-страшилки:
«Я легла на кушетку, и врач влезла в меня по локоть так, что я заорала. С криком: «Полное раскрытие, бегом в родовую и смотри, в лифте не роди!» меня подняли в родильное отделение. Там встретила бабушка-акушерка: «Где ты раньше шлялась? Родила бы дома!» Я тужилась, у меня не получалось, бабуля орала, я плакала, какая-то женщина заполняла документы и задавала мне вопросы. Большего идиотизма я в своей жизни не видела: спрашивать у женщины на потуге, какое у нее образование!»
«Когда анестезиолог спросил, не хочу ли я обезболивание, я мужественно проскрипела: «Нет, хочу сама». «Ну-ну», ухмыльнулся он. «Я через часик еще раз зайду». Ему пришлось ждать гораздо меньше. Минут через 20 я дождалась промежутка между схватками и выдохнула: «эпидурал мне!». Когда подействовал наркоз, я поняла вот оно, счастье! Анестезиолог пришел проверить результаты, и я прямо при муже призналась ему в любви до гроба…»
«Через 35 минут моих мучений головка еще даже не прорезалась. Врач посмотрела на часы (было 14:05) и протянула: «Нда-а, тужиться будем часов до трех
». Тут надо было слышать мой вопль: «Не-е-ет!!!» Я поняла, что через 55 минут просто умру. Тут я ка-а-к поднатужилась, и головка встала там, где надо. А затем была последняя потуга, и родился весь малыш. Спасибо врачу: она оказалась хорошим психологом, напугала меня, и я мобилизовала все свои силенки, которых, казалось, уже и нет».
Реплика от редакции:
По результатам опроса получается, что 90% женщин не готовы к революционным изменениям в репродуктивной сфере. Они планируют беременность, готовятся к родам и уверены, что медперсонал должен согласовывать с ними все свои действия это хорошо. Но наступает «час икс», и они боятся принимать решения, целиком полагаясь на врачей и акушеров (которые чаще всего мыслят стереотипами) это плохо. По сути, молодая мама играет в лотерею: повезет отлично, не повезет коллекция историй-страшилок пополнится новым рассказом.
Чего хотят женщины-2: Родильная идиллия
Мы объединили пожелания рожениц, акушеров и врачей и вывели формулу идеальных родов: ею пользуются те немногие женщины, которых не устраивает существующий родовой сервис.
Место действия уютное медицинское учреждение (или собственная квартира), где
- Обеспечен комфортный температурный режим, свободный доступ к туалету, ванной и т.д.;
- Имеется не только вся необходимая техника, но и оборудование для нелекарственного подавления боли;
- Можно выбрать наиболее комфортную позу для родов.
Действующие лица:
Роженица главный и наиболее активный участник процесса. Сама выбирает позу родов и решает, следует ли стимулировать или обезболивать роды.
Акушерка главный помощник роженицы. Информирует роженицу о том, как протекают роды, рассказывает о предпринятых ею и врачом действиях, объясняет преимущества и недостатки мер, которые предполагается применить, оказывает психологическую поддержку.
Врач-гинеколог присутствует на случай экстренной ситуации. Принимает решения о том, какие методы родовспоможения надо использовать, но приоритет в ведении родов получает лишь в сложных случаях.
Врач-неонатолог никак не участвует в процессе, если только не возникнет суровой необходимости в его вмешательстве.
Близкие люди роженицы (муж, родственники, друзья) оказывают ей моральную, эмоциональную и психологическую поддержку.
Акты с первого по последний
Все действующие лица находятся в тесном сотрудничестве: врач советуется с акушеркой, акушерка с врачом, оба информируют о своих действиях роженицу, учитывая ее пожелания, женщина рожает, близкие люди ее поддерживают. Интересы героев никак не пересекаются, так как все они считают, что
- Беременность и роды естественные процессы, которые никогда не могут быть полноценно заменены медицинскими технологиями.
- Здоровые беременность и роды развивают и укрепляют здоровье женщины.
- Каждая мама и ребенок имеет свои рамки нормы, и роды происходят по их индивидуальному сценарию в наиболее подходящих для этой мамы месте и позе.
В результате такого альянса получаются естественные роды без лишнего медицинского вмешательства, стрессов и травм роды, которые потом захочется повторить.
Счастливые истории:
«Двух моих детей я родила дома. Главная причина очень боюсь лечебных учреждений и врачей. Дополнительные причины чувство протеста относительно восприятия процесса как такового, лень и любовь к комфорту.
При зачатии врачи не присутствовали почему тогда они должны быть при рождении? Роды не травма, не проблема, не болезнь. Просто завершение процесса, начатого в теплой спальне, в комфортной обстановке. Считаю, что, только разделяя подобные убеждения, можно решаться на роды вне больницы (все другие причины осуждаю).
Первый мой ребенок родился 14 лет назад очень сложно и болезненно. После родов месяц пролежала с ним в кровати не вставая, но не пожалела о домашних родах ни на минуту так нам было хорошо. При вторых родах (два года назад) наконец-то поняла, о чем мне рассказывали на курсах 15 лет назад, прочувствовала радостные, очень легкие роды и необыкновенно быстрое восстановление уже через 4 часа всем отписывала в аське про то, как все было, и принимала поздравления. Дочка рождалась попой принимали ее по Кембриджской методике, без вмешательства, дали родиться самой, выкрутиться из меня, как пробке из бутылки. Я рожала в собственной постели, но в коридоре стоял реанимационный комплект, для меня и для Матрены, на всякий случай. Не пригодился. Каждый раз, когда меня расспрашивают о родах, задают вопрос: а что если бы?.. Отвечаю: а что, если бы в родильном доме?.. Статистика упрямая вещь, а она у домашних родов лучше, хотя об этом не принято говорить.
Но! Я никогда никого не буду агитировать за домашние роды, я агитирую исключительно за то, чтобы каждая рожающая женщина понимала, что это она (!) главный участник процесса, и это именно она рожает своего ребенка. Есть выражение: в родах мы не только рожаем детей, но и сами родимся, как матери. А родиться это довольно-таки больно и страшновато, но это важно понимать и принять как должное».
«Мой сын родился несколько лет тому назад под Анапой, в теплых волнах Черного моря. Я знаю сотни семей, родивших детей дома в ванне. Но объединяет нас не экзотика деторождения, а гораздо более широкая идея, называемая «сознательным родительством». Убеждение, что дома рождаться и рожать лучше, чем в самом прекрасном роддоме лишь небольшая составляющая этой идеи.
Лично я ненавижу роль пациентки. От первого же посещения женской консультации меня тоска взяла: долгожданную беременность обозвали «диагнозом», велели без конца обследоваться, тоном, не терпящим возражений, предписали мне образ жизни на ближайшие 9 месяцев. Заявили, что с моим зрением (-7) рожать можно лишь с помощью кесарева сечения!
Но у меня никак не получалось «быть больной» беременность только добавила сил и новых ощущений. Я знала: может быть иначе. Стала искать. Так мы с мужем оказались слушателями Родительской школы «Драгоценность», готовящих беременных к домашним родам. Мы понимали: в таком деле, как рождение ребенка, романтизм неуместен. Раз уж решили обойтись без докторов вся ответственность лежит на нас, и без серьезной подготовки здесь никак нельзя.
Я занималась специальной гимнастикой, плавала в бассейне, пересмотрела образ жизни и принципы питания. Наконец, меня научили управлять энергией родов, помогать, а не мешать их течению, работать с болью и я родила легко. Естественные роды красивы это и праздник, и уникальный опыт, и акт личностного роста».
Реплика от редакции:
Надеемся, что эти цифры и мнения кого-то убедят в необходимости пересмотра современных «нормативов» родового процесса и, прежде всего своих собственных представлений об этих нормах. Ведь если вы обратили внимание, то и противники естественных родов, и их защитники, и авторы исследования сошлись в одном: если кто-то и может прямо сейчас изменить ситуацию то только сама роженица.
ЛГ
|
Виолетта Заславская, акушер:
Нормальные роды сейчас редкость. Здоровье женщин с каждым годом не улучшается, перенесенные гинекологические заболевания и аборты осложняют течение беременности. Отсюда необходимость стимуляции родов, применения лекарств и дополнительных акушерских манипуляций.
Роженица действительно самый активный участник родов. Она обычно имеет представление об их течении, определяется со своими предпочтениями (например, нужно ли обезболивать или стимулировать процесс), но роды очень коварны и здесь уже хочешь, не хочешь, а решать вопрос о способе родов и необходимости стимуляции будет врач. Конечно, роженица может сказать «не хочу», но обычно ни к чему хорошему это не приводит: вмешательство все равно потом придется произвести, а отсрочка только ухудшит результат.