Продюсер фильма Сергей Сельянов о кинематографе вообще и фильме «Морфий» в частности:
О сценарии
«Морфий» это первый сценарий Сережи (Сергея Бодрова-младшего прим. авт.). Он написал его и ни с кем не обсуждал. Когда он захотел сделать фильм, я сказал: «Нет, не с этого надо начинать». Снимать кино по Булгакову слишком сложная задача для начинающего режиссера, вне зависимости от его таланта. Можно наделать ошибок не творческих, а организационных, постановочных. В результате Сергей снял «Сестер» очень хороший фильм, на мой взгляд.
О режиссере
С Балабановым мы познакомились давно, и быстро пришли к взаимопониманию. Продюсер и режиссер должны уметь слушать друг друга. Если получается, можно начинать совместную работу. Мне не интересно ни командовать режиссером, ни обслуживать его. Мы должны быть полезны проекту. Балабанов режиссер исключительно профессиональный: он снимает строго по сценарию и у него никогда не бывает ничего лишнего. Он снял 12 картин, и только 2 из них он делал без меня «Счастливые дни» и «Замок».
Хотя Балабанов и дружил с Бодровым-младшим, его сценарий он прочел только в прошлом году. И сразу решил будем снимать, хотя перед этим мы планировали другую картину. Сейчас Алексей считает «Морфий» своей лучшей работой. До этого лучшим для него был фильм «Про уродов и людей».
Об исполнителе главной роли
Леонид Бичевин сильный актер, «восходящая звезда» хоть я и не люблю этого выражения. В первый раз я увидел его в «Грузе 200». Еще он играет в театре и там тоже на хорошем счету.
Роли Полякова он отдался полностью. Его трясло. Он был очень сосредоточен, нервничал. Это даже не актерская игра, это физиологическое состояние. После съемок я встречал Леню пару раз по мелким делам, и по нему было заметно, что он еще «там», в этой роли. Это часть профессии, своеобразная плата за достоверность игры.
О том, почему медсестру играет Дапкунайте, а не Литвинова
Конкретной причины здесь нет. С Литвиновой мы дружны, но предлагать ей эту роль не стали: она маленькая, много на ней не заработаешь, а отказываться ей было бы неудобно. Да и не хотел я ее. Что у нас других актрис нет?
О том, что кололи себе на съемках Бичевин и Дапкунайте
Как это что? (смеется). Не знаю, физраствор, наверное. Балабанов режиссер, которому правда важна и в мелочах. Хотя обычно так в кино не делают (на съемках киношники используют шприцы с убирающейся иголкой, чтобы сымитировать укол, а в «Морфии» было все по-настоящему прим. авт.). Дапкунайте теперь специалистка по уколам, прошла сестринскую подготовку. И вообще она правильная литовская женщина. Все, за что берется, делает с полной выкладкой.
Об искусственном снеге
Действие фильма происходит зимой. Первый день съемок назначили на 15 февраля, выбрали место в 60 км от Петербурга, где по многолетним наблюдениям всегда было много снега. Приезжаем никакого снега, только земля и вода. Мы отложили съемки на 5 дней, ничего не изменилось. Пришлось завозить искусственный снег машинами. То же самое было и в Ярославской области. В итоге затраты на искусственный снег в 5 раз превысили сумму, заложенную в смете.
О резкой критике
К «наездам» я отношусь хладнокровно. Если знаешь, что сделал что-то плохо, никто тебя сильнее не отругает, чем ты сам. А если знаешь, что сделал сильно, никто тебя с этой точки зрения не сдвинет. Мы (с Балабановым прим. автора) привыкли к критике и иногда ощущаем даже ее недостаток. Гораздо хуже, что зрителей, которые могут получать удовольствие от талантливого кино, у нас в стране немного. 90% ходят в кино развлекаться и это нормально. Но 10% зрителей должны пойти на этот фильм, если страна считает себя кинематографической державой.
О крови в кадре
«Морфий» фильм про врача и без крови здесь нельзя. Этот парень гений медицины, и в кровавых сценах проявляется его гениальность, как глубинная чувственная связь с его другой, гибельной страстью.
Осуждать фильм необходимо, когда кровь в нем разлита «просто так», когда на этом спекулируют, надеются приманить зрителя. В мире есть много неприятных вещей. Что ж теперь, не снимать фильмы об этом?
Вот у нас мультфильмы есть они без крови. 18 декабря в прокате появится «Сказ о Федоте-Стрельце» по Леониду Филатову. Мне он очень нравится.
О влиянии кино на человека
Конечно, кино влияет на человека, но наряду с огромным количеством прочих факторов (воспитание, родители, события, происходящие в стране). Бывают, конечно, исключительные случаи: после выхода фильма «Доживем до понедельника» стала популярной профессия учителя. Но, конечно, такого рода воздействие кино не может быть целью режиссера. Если бы кино сильно влияло, мы давно исправили бы мир.
О коммерции
Я не делю фильмы на коммерческие и некоммерческие. Моя задача сделать сильный фильм. Не хороший даже, а именно сильный. Я не занимаюсь коммерческим кино в том смысле, что зарабатывание денег не является первоочередной задачей. Мне это не интересно.