Информационно-новостной портал города Краснодар: основные события, афиша, справочная служба, адреса, телефоны... Бизнес, спорт, культура, кино, экономика, медицина и здоровье, наука.Информационный городской портал Краснодара. Статьи, публикации, мнения, последние новости центра Краснодарского края.
Войти на сайт
Имя:   Пароль: 
Регистрация  |  Забыли пароль?
  ПОИСК  
2006 >>
<< СЕНТЯБРЬ >>
пн вт ср чт пт сб вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Категории:


Статьи | Категория: Куда пойти? | Краснодарский краевой театр кукол Всего статей: 215
Краснодарский краевой театр кукол
Куда пойти?
19 сентября 2006, 14:45

Никто не знает, когда появились первые труппы кукольников. Это значит, что появились они так давно, что даже самые старые отцы истории вроде Геродота (V в. до н.э.) не помнят, когда именно. Также неизвестна точная дата появления кукольников в лучшем городе. Однако в 2006 году приверженцы этого общечеловеческого увлечения встречают шестьдесят седьмой кукольный сезон, выбрав точкой отсчета дату появления в архивных документах сведений о «Краснодарском разъездном колхозно-совхозном кукольном театре» — апрель 1939 г.



Для того чтобы показать человека со всеми его странностями, был изобретен кукольный театр.

Джонатан Свифт

Начало кукольных времен

В 1920 г. С. Я. Маршак, заведующий секцией детских домов и колоний областного отдела народного образования, вместе с группой единомышленников (литераторов, художников и композиторов) организовал в Екатеринодаре детский театр, один из первых в стране. 18 июня на сцене Драматического театра состоялась премьера спектакля «Летающий сундук». Вокруг театра скоро вырос целый «Детский городок» — школа, детский сад, библиотека, мастерские, различные кружки. Люди там работали увлеченные, и, видимо, сумели создать такой детский театр, который не мог исчезнуть просто так. Во всяком случае, именно театр Маршака некоторые исследователи считают прямым предшественником кукольного.
С 1934 по 1939 в России происходит массовое (тогда все было массовое) образование колхозно-совхозных театров. Из профессиональных актеров и наиболее выдающихся участников художественной самодеятельности формируют труппы и отправляют их нести культуру селу. Получалась тройная выгода: актеры — при деле, селяне — при культуре, администрации тоже хорошо — не надо предоставлять театру постоянного помещения, он ведь все время в разъездах.

Обретение кукольного дома

Краснодарские кукольники разъезжали по дорогам и бездорожью до 1961 г. Изредка возвращаясь в лучший город, артисты поселялись «то в коридоре крайотдела по делам искусств, то в клубе водников». После войны труппе выдали трофейный «Опель-блиц», и жизнь немного наладилась. Однако настоящую радость, надо думать, работники театра испытали, получив наконец постоянное помещение. Это был старый дом №30 на ул. Орджоникидзе. Его четвертый этаж приспособили под театр: там было и фойе, и зал на 325 мест, и подсобные комнаты. К 1965 г. здание совсем обветшало, его снесли, а театр вновь принялся активно гастролировать. Два года спустя под теплившейся надеждой на обретение дома заложили фундамент: по адресу ул. Красная, д. 31 начинается строительство театра. Здание спроектировали «Гипротеатр» и «Мосгражданпроект». В 1972 г. спектаклем «Военная тайна» открывается биография нового театра — театра, у которого есть дом.

Карабасы, Барабасы, режиссеры

Первым художественным руководителем театра был С. Пилипенко. Среди постановок, которые он осуществил с тремя актерами, «Красная Шапочка» Е. Шварца, «По щучьему велению» Е. Тараховского, «Канитель» — спектакль по произведениям А. Чехова.
Следующим на пост режиссера заступил А. Резвых. Одновременно с режиссерством он выполнял функции директора, администратора, завхоза, актера и даже рабочего сцены. Трудился этот удивительный человек на благо кукольного искусства без малого 20 лет.
С. Федорович стал тем режиссером, при котором театр ненадолго стал стационарным. Однако потом труппа снова пустилась в разъезды, и его «Золушку», «Аленький цветочек», «Волшебника Изумрудного города» увидели жители многих сел и городов края.
В 1963 г. бразды творческого правления берет А. Кирилловский. Неуемный новатор, он осуществил ряд знаковых постановок. «Приключения Буратино» — первый спектакль, поставленный на сцене нового дома в 1972 г., — имел такие необычные технические решения, что на многие годы стал визитной карточкой театра. Кирилловский первым в Краснодаре поставил кукольный спектакль для взрослых («Потоп отменяется» по «Божественной комедии» И. Штока). Первым же он ввел на сцену живого актера как партнера куклы («Чебурашка и его друзья»). При Кирилловском театр обретает известность за пределами края.
Расцвет продолжается. В большой степени этому способствует «новая кровь» — молодой режиссер А. Тучков, который после окончания ЛГИТМиКа начинает работать в лучшем городе. Его постановки «Медвежонок Римтимти», «Слоненок», «Здравствуй, здравствуй, добрый день!», «До третьих петухов» (по М. Шолохову») и «Этот чертов гасконец» (по «Трем мушкетерам») спровоцировали публику на создание длинных очередей в театральную кассу и выпрашивание лишнего билетика перед спектаклями.
С 1975 по 1980 годы и с 1985 до начала 90-х годов А. Тучков творчески руководит театром. Его постановки для взрослых («Забыть Герострата», «Ревизор», «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили») пользуются неизменным успехом у публики.
При следующем главном режиссере Н. Бойко о Краснодарском краевом театре кукол узнают в Германии, куда в 1997 г. он выезжает на гастроли. В том же году на Всемирном фестивале театров кукол в Праге моно-спектакль «Заюшкина избушка» получает Гран-при. Несколько лет спустя на этом фестивале постановка «Андрей-Стрелок и Марья-Голубка» получила премию за лучший актерский ансамбль. К этому времени коллектив в театре, действительно, сложился стабильный и профессиональный.
В 2004 г. художественным руководителем становится К. Мохов. Говорят, из всех бывших в театре художественных руководителей он больше всего похож на Карабаса Барабаса: репетирует жестко, не ограничиваясь ни временными рамками, ни соображениями словесной цензуры. И еще ногами топает. Называя вещи своими именами, Мохов так и говорит про себя, что тиран. Но тиран, способный творить чудеса — в этом возможно убедиться, посмотрев хотя бы один из поставленных им спектаклей.

Новый сезон

Константин Мохов провоцирует на создание чуда и других коллег. Нынешний сезон, например, откроется премьерой «Фауста» в постановке псковитянина А. Заболотного. Спектакль уникален уже тем, что адресует средневековую историю о великом чародее детям от 7 лет. Эту легенду разыграют на сцене актеры и штоковые (в рост человека) куклы. Такого сочетания в Краснодаре еще не было. Создатели обещают, что на время спектакля взрослые и дети поменяются местами: одни вернутся в детство, а другие повзрослеют. Так что не упустите шанс прокатиться на этой своеобразной машине времени: сезон открывается 23 сентября.

Комментариев: 0

© 2005–2024 «Лучший Город». Все права защищены.
Контакты  |  Реклама на порталах

Лента новостей RSS

При частичном использовании материалов портала
гиперссылка (hyperlink) на «Лучший Город — Краснодар» обязательна.
Полное использование материалов возможно только
с разрешения редакции.

Интернет-портал Лучший Город (Best City)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 79138 от 22.09.2020
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель — ООО «ВСС»
Главный редактор — Куранов Ю.Г.
E-mail: sales@best-city.ru
Телефон: +7 (903) 798-68-89

Поиск по сайту
 
Расширенный поиск  |  Карта сайта