Живопись, начавшаяся с процарапанных на скале линий, прошла через множество революций: от энкаустики (когда краски приготовлялись с использованием воска) до темперы (когда стали использовать яичный желток и сок растений), изобретение масляной живописи в XIII века, появление синтетических красок в XX веке… Теперь вот появилось еще одно средство изображения — компьютерная графика. Жители лучшего города в ногу со всем человечеством стремятся осваивать новые способы творчества.
| Сын ведет себя крайне бестактно. То стрелялся, а теперь, говорят, собирается меня на дуэль вызвать. А чего ради? Дуется, фыркает, проповедует новые формы
Но ведь всем хватит места, и новым и старым, — зачем толкаться? |
| А. Чехов «Чайка» |
Руслан Гончар, художник best-city.ru
Человек постоянно придумывает что-то новое. Когда-то рисовали на дереве. Потом стали использовать холст, что позволило сворачивать живописную работу в рулон и легко транспортировать. Этот переход был не менее революционным, чем сегодняшний шаг от графики, выполненной на бумаге, к графике компьютерной. А ценность самих картин определяет время.
При работе вручную возникает больше случайных эффектов, которые можно использовать. Но чтобы картину показать многим людям и затем выгодно продать, нужен компьютер. Машина также помогает художнику экономить время во многих ситуациях. Когда работать руками, а когда использовать компьютер — выбор за художником. Можно ехать на метро, в такси, идти пешком, бежать или крутить педали велосипеда — человек выбирает сам. Но этот выбор у него должен быть.
Ярослава Зуйкина, компьютерный дизайнер
Для меня живопись и компьютерная графика — явления разного порядка. Нельзя сравнивать их по шкале «хуже — лучше». И углем на асфальте можно нарисовать так, что у зрителя дух захватит.
Александра Шкарупа, художник от компьютера, выпускница художественного училища
Если человек — художник, он всегда художник. Компьютер — это всего лишь инструмент. Другое дело, если человек садится за компьютер рисовать, не имея художественного образования. Тот, кто не почувствовал в реальности течение красок, не знает, как их смешивать, не понимает разницу между акварелью «Школьной» и французской акварелью — тот вряд ли сможет сделать что-то стоящее на компьютере.
У меня, к сожалению, нет возможности работать красками: двое детей и ограниченность жилищного пространства, знаете ли… Поэтому компьютер для меня отличный выход из положения.
Леонид Майстров, студент, ценитель со стажем
Мне кажется, что написанные на холсте картины и работы, сделанные на компьютере — явления абсолютно разные: по технике написания, по используемым инструментам, по восприятию…
И тем не менее сравнений старого и нового не избежать. Поскольку речь идет о такой тонкой материи, как искусство, истина может складываться только из множества частных мнений. Именно они и помогли выяснить
7 основных позиций, в которых находят разницу между живописью и компьютерной графикой:
Эксклюзивность
Ярослава Зуйкина
Компьютерная графика, безусловно, искусство, только массовое. В нем нет ценности эксклюзива. Одну живописную работу невозможно повторить дважды. Как-то мне дали задание делать копии акварелей с видами итальянских городов. При всей тщательности исполнения создать точную копию не удалось ни разу: то сквозняком повеет, и капля, которая должна лечь налево, ляжет направо, то похолодает в комнате, и получится другой цветовой эффект… Или взять литографию. Да, с пластины можно сделать тысячу отпечатков. Но после этого — всё, пластина сотрется… А произведение компьютерной графики, сами понимаете, можно распечатать тиражом в 6 миллиардов, и это будут совершенно идентичные копии.
Александра Шкарупа
Каждая машина индивидуальна. Для того чтобы настроить несколько машин на идентичную работу, нужно потратить бездну сил и времени. Создать копию хорошей электронной работы так же сложно, как и скопировать живописное произведение. Приходится иметь дело с разными форматами, делать поправки на то, какими красками заправлен принтер… В итоге работа получается похожей. Но не идентичной… Я это знаю не понаслышке: возникла однажды необходимость восстановить электронную версию с распечатки.
Энергетика
Галина Дмитриева, художник от холста
Эмоциональное наполнение картины компьютер передать не способен. Как-то к Андрею Богачеву в студию пришли люди биополе замерять. Поводив своими рамочками по картине, они определяли удивительные вещи: «Вот над этим куском, — говорят, — ты долго мучался, а вот здесь ты был нездоров, а это сделал на одном дыхании, а между выполнением этого фрагмента и этого прошло очень много времени…» Художник не только краски накладывает на холст, но и душу. Сколько эмоций и сил вложено в работу, такой силы впечатление она и произведет.
Александра Шкарупа
Энергетика — это вопрос восприятия. Когда появилась фотография, тоже ломалось множество копий на тему восприятия: дескать, мертвая картинка, и ничего больше. Скажете вы сейчас такое? То же и с компьютерной графикой.
Леонид Майстров
Одно дело смотреть на холст и чувствовать энергетику кисти, а совершенно другое созерцать цифровые картины на экране компьютера. Для меня ближе второе, — так я могу «общаться» с картиной один на один, выключив в комнате свет и просто рассматривая каждую её частичку на мониторе. У меня нет денег для того, чтобы покупать картины и содержать свою галерею. А по-настоящему насладиться работами художников, мимолетно побывав в галерее, мне кажется, невозможно.
Тайна
Галина Дмитриева
Должно быть таинство творчества — как таинство духа… До сих пор на старых полотнах, случается, под портретом находят еще один портрет. Сколько веков прошло, а картина хранит тайны. Что можно найти под компьютерной работой? Она однозначна. Программа на всех одна, и ее, по большому счету, может освоить каждый, независимо от умения рисовать руками. Поэтому компьютерная картина не способна удивить. Чтобы это произошло, нужен некий гений, который сам под себя напишет программу и только сам будет в ней работать, чтобы миллионы сказали: «Вот это да! Мы так не сумеем».
Печать времени
Галина Дмитриева
Живописное полотно хранит на себе печать времени: чем старше картина, тем сильнее она завораживает. Компьютерные программы, конечно, совершенствуются. И вполне вероятно, что через 30 лет те графические работы, которые делают на компьютерах сейчас, будут сильно отличаться от новых. Но технические приемы старинных живописцев до сих пор изучают, открывают, пытаются повторить. Будет ли кому-нибудь интересно через 30 лет работать с программами начала XXI века?
Леонид Майстров
Я думаю, что ресурс холста гораздо слабее ресурса компьютера. Компьютерная техника и, соответственно, ее возможности развиваются семимильными шагами, чего нельзя сказать о «натуральных» картинах. Может быть, в скором времени компьютер полностью сможет сымитировать кисть художника. Тогда, возможно, «художники от холста» уйдут в прошлое или станут очень большой редкостью. Ведь когда-то конные экипажи уступили место на городских дорогах автомобилям…
Количество усилий
Евгения Трофимова, 2D-дизайнер
Когда художник рисует кистью на холсте, он с большей ответственностью и тщательностью относится к каждому мазку, понимая, что исправить в случае ошибки будет сложно, а иногда и невозможно. Компьютерный художник имеет возможность экспериментировать столько раз, сколько потребуется, — без всякого риска загубить работу.
Расходы
Художнику-живописцу тратиться приходится постоянно:
- Холст на подрамнике — от 75 р. за 24 х 27 см до 952 р. за 100 х 120 см.
- Краски (масло) — от 58 р. за 20 мл
- Кисти — от 12 до 200 р. за шт.
- Лаки — от 70 р. за 100 мл
- Багет (для рамы) — от 29 до 700 р. за метр
И это не считая разбавителей, палитр, мольбертов, бумаги, карандашей и еще очень многих вещей, необходимых для художника.
Компьютерному графисту достаточно один раз закупиться техникой, чтобы хватило на годы:
- CPU: Pentium4 2.5-3 ГГц (желательно с НТ) или AMD Athlon 64 2800+
- RAM: 512–1024 Гб
- HDD: 80–120 Гб
- Неплохие варианты видеокарт для 3D-графики — GeForce FX-6600 или ATI Radeon-550.
Вся эта музыка стоит от 15 до 25 тыс. р.
- Corel Painter — позволяет имитировать даже подтеки краски, под нее нужен графический планшет, ибо мышкой рисовать невозможно (от $230);
- Adobe Illustrator (от $260);
- CorelDraw — программы векторной графики (от $100);
- 3D Studio MAX — для трехмерного изображения (от $220).
Доходы
Евгения Трофимова, 2D-дизайнер
Не секрет, что большинство художников-живописцев живут небогато. Компьютерщики — это, прежде всего, дизайнеры. Они понимают: надо зарабатывать. И никто не мешает, отработав день за деньги, посвятить вечер рисованию для души. Хотя, может быть, в будущем на стенах наших домов будут висеть не привычные сегодня картины в рамках, а «плазмы» с компьютерными картинами. И с аукционов за бешеные миллионы будут продавать творения тех, кто сейчас называется дизайнерами.
Галина Дмитриева
Художникам я рекомендую параллельно посещать компьютерные курсы. Современным работодателям невыгодно содержать и художника, и компьютерщика — все хотят «два в одном».
Александра Шкарупа
Зарабатывать деньги можно одинаково и холстом, и компьютером. Только надо учитывать, что художник не рождается с именем. И вот насколько он активно создает себе имя, настолько его работы и продаются.
Организовать выставку
Выставки компьютерной графики бывают двух видов: те, на которых представлены отпечатки картин, помещенные в рамочки; и более продвинутые — когда вместо привычных рам на стенах висят экраны — «плазмы», а в них — компьютерная 2D- и 3D-красота.
Реплика от редакции:
Так все-таки, холст или компьютер? Слушая экспертов, мы пытались решить этот вопрос и для себя. И в конце концов решили: пусть будет больше картин — хороших и разных! Вот и Антон Павлович (см. эпиграф) о том же. Зачем с классиками спорить?..
Картины Галины Дмитриевой холст, масло
Графические работы Александры Шкарупы Corel Painter, 3-D Studio Max, Corel-Draw
|